Печать
Категория: Интервью
Просмотров: 1599

Фото:Artur Koff

Многолетняя солистка Пражской оперы Марина Выскворкина сегодня, как она говорит, вольная птица. Это даёт ей огромный потенциал для творчества. Она гастролирует, создаёт собственные программы, записывается. Марина известна не только в Праге и Чехии, но и за их пределами. Выпускница Одесской музыкальной академии переехала в чешскую столицу 17 лет назад. Сегодня за её плечами огромный европейский опыт. Именно о секретах мастерства мы поговорили с Мариной.

— Марина, как научить человека слушать оперу, если у него нет никакой подготовки?

— На мой взгляд, знакомство с оперой должно быть ненавязчиво. Есть потрясающие хиты, отдельные арии в оперной музыке, исполненные в хорошей интерпретации, которые на слуху у всех. Я думаю, что ознакомление с оперой нужно начинать именно с них. Постепенно покорённый и очарованный красотой музыки человек обязательно продолжит знакомство с оперой.

— В биографии каждого оперного певца всегда перечисляются арии и оперы, это как у спортсменов — определённые планки в спорте? Что тогда считается успехом? Количество? Сложные партии?

— Для меня показателем успеха является качество исполнения той или иной оперной партии, арии или романса. Это комплексное понятие. Это, естественно, доскональное знание не только нотного материала, но и знание стиля, владение голосовой техникой, правильное произношение, интерпретация — то есть та планка, задача, которую я ставлю перед собой, когда берусь за исполнение оперных арий и романсов. Чем выше поставленная перед собой задача, чем глубже «проникновение» в материал, желание донести до зрителя красоту музыки живя в ней, тем больше это найдёт отклик у зрителя. Для меня это и есть показатель успеха.

Фото: Konstantin Zdanov

— Голос — это инструмент. Как сделать так, чтобы в 70 петь, как Монсеррат Кабалье?

— Я думаю, что петь до преклонного возраста — это мечта многих певцов. И все мы, певцы, прекрасно знаем, что за этим стоит. Это не только фортуна, везение, но и кропотливый труд над голосом и техникой, а также и над своей физической формой, от которой зависит твоё певческое долголетие.

— Поделитесь секретами хорошего звучания голоса, ведь голос нужен не только певцам, но и гидам, и учителям — это их основной аппарат для работы.

— Как я уже сказала, всё зависит от нашего желания и любви к нашей профессии. Чем больше вы обращаете внимание на своё тело и его физическую форму, тем благодарнее ваш голос будет к вам. Чем комфортнее вы будете себя чувствовать в вашем теле, тем комфортнее будет вашему голосу с вами. Ведь наш голос как инструмент мы носим в себе.

— Двадцать лет карьеры, семнадцать из них в Чехии. Самое яркое — что запомнилось?

— Самое яркое для меня — это реакция зрителя на исполняемую мною музыку. Это великое счастье — видеть слезинки радости в глазах зрителя и слушателя в ответ на исполненный тобой музыкальный шедевр. 

— Насколько я знаю, в настоящее время вы очень самостоятельный человек и работаете только на себя. Где вас можно услышать? С каким репертуаром?

— Я счастлива, что сейчас я вольная птица! Я посвящаю себя в основном концертной деятельности, идёт подготовка к июльским концертам в Польше, на октябрь планируется и выступление в России. Во второй половине осени хочу представить чешской публике программу из произведений русских классиков, а также меня ждёт и запись диска с этой программой.

— Меня всегда удивлял мультилингвизм оперных певцов. Я понимаю, что, разучивая партии, вы полагаетесь на слух. Или всё-таки вы более-менее знаете языки, на которых поёте?

— Я говорю на английском, немного на итальянском, читаю и пишу по-немецки, но, к сожалению, не говорю.

— Как вы относитесь к оперным певицам, которые исполняют рок? Сами бы хотели попробовать?

— Вы знаете, я абсолютно спокойно отношусь к исполнению рока оперными певцами, если это исполнено «вкусно» с точки зрения техники и манеры исполнения. Исполнять рок мне не приходилось, но вот песни из классических мюзиклов и песни современных авторов — да.

— Есть мнение, что хороший природный голос учитель может испортить, обучая «правильности». Ваше мнение?

— Есть природно поставленные голоса, и задача умного, чуткого педагога, когда ему в руки попадаются такие бриллианты, — лишь умело придать нужную огранку этому бриллианту, не испортив его блеска и качества.

— Какими были ваши учителя?

— Я благодарна своей судьбе за то, что в моей жизни были замечательные, чуткие педагоги: заслуженная артистка Украины, профессор Одесской музыкальной академии Таисия Владимировна Мороз; Людмила Ильинична Иванова — потрясающий музыкант, пианистка, профессор Одесской национальной академии имени Неждановой; Виктория Александровна Савченко — замечательный концертмейстер. Я имела честь и возможность стажироваться в Италии у таких великих певиц, как Рената Скотто, Мирелла Френи, Лейла Куберли, Инга Балабанова! Низкий им поклон и огромная благодарность.

— Оперная певица всегда немного богиня. Трудно ли быть богиней?

— Смотря что вкладывать в это понятие... Наверное, для меня это определение символа женщины, которая излучает свет, мудрость, внутреннюю душевную красоту и силу — энергию, которая наполняет, возрождает, не иссякая никогда.

Беседовала Ирина Шульц

Фото в конце: Pеtr Burda